Кант


Значение термина Кант в Энциклопедии Юриста


Кант - Kant
Кант - (Кант) Иммануил (1724- 1804)- немецкий философ и ученый, идеолог буржуазного реформизма, один из создателей концепции "правового го-сударства". Родился в г. Кенигсберге в семье мелкого бюргера. В 1745 г. окончил Кенигсбергский университет, в 1755-1770 гг. работал там в качестве доцента (в 1770-1796 гг. - профессора философии). Дважды избирался на пост ректора.Главные политико-юридические произведения Кант: "Идеи всеобщей истории с косм. ополитической точки зрения", "К вечному миру". "Метафизические начала учения о праве".Учение Кант о государстве и праве необходимо рассм. атривать в связи с его философскими и нравственными взглядами. По мнению Кант человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, является субъектом нравственного сознания. Поведение человека зависит от нравственного закона, на который не влияют внешние обстоятельства. Этот закон Кант назвал "категорическим императивом". Понимание Кант права опирается на его представления о свободе личности. Не каждый может использовать свою индивидуальную свободу для реализации "категорического императива". на практике она нередко превращается в произвол одного лица по отношению к другим. Условия, которые ограничивают этот произвол с помощью объективного общего закона свободы, Кант назвал правом. Оно должно быть общеобязательным. Этого можно достичь, наделив его принудительной силой. Такую силу способно обеспечить только государство. Появление государства и его существование оправдывается требованиями "категорического императива". Кант таким образом связывает государство с этикой и правом.Под государством Кант понимает объединение "множества людей, подчиненных правовым законам". Благо и назначение государства, по Кант - в совершенном праве, в соответствии организации государства принципам права, в торжестве права и его охране. Этот тезис позволяет считать Кант одним из создателей теории "правового государства". По вопросам происхождения государства он был сторонником договорной теории. Нравственный долг, уважение к естественному праву побуждают людей перейти к жизни в гражданском обществе. Они заключают договор, в результате которого возникает государство. А так как все люди. вступившие в соглашение, морально полноценны, то государству запрещается обращаться с ними как с существами, которые не знают морального закона. Кант называет нарушение этого принципа величайшим деспотизмом (например, в абсолютных монархиях). Взгляд Кант на государство был прогрессивным для своего времени. Он. как и сторонники буржуазного либерализма, выступал против чрезмерной "опеки" го-сударством своих граждан, так как считал, что оно подавляет самостоятельность человека, ведет к нравственному перерождению личности.Кант полагал, что по "общественному договору" человек отказывался от своей внешней свободы для того, чтобы получить подлинную свободу в правовом государстве.Право Кант делит на три категории: естественное право, положительное право и справедливость. Естественное право состоит из двух видов - частное и публичное право. Частное право регулирует отношения индивидов как собственников, а публичное - отношения между людьми в государстве. Кант - сторонник буржуазного правопорядка, который основывается на общеобязательных законах. Он подвергает критике феодальные порядки.настаивает на равенстве в частноправовых отношениях. Но Кант сам же и отступает от своей мысли, когда оправдывает власть мужа над женой, хозяина над слугой, т.е. признает человека объектом частного права.Кант защищает прогрессивную демократическую идею народного суверенитета. В основе понимания им этой идеи - мысль о том. что каждый человек сам способен определить содержание государственных актов.участвовать в принятии конституции. Кант, как и Ж. Ж. Руссо, считает, что верховенство народа приводит к свободе, равенству и независимости всех граждан в государстве. Но тем не менее речь не идет о полной демократии. Кант делит граждан на активных и пассивных. Последние лишены избирательного права потому, что выполняют распоряжения других (эксплуатируемые классы). Эта особенность в понимании народного суверенитета исходит из типичных реформистских позиций КантИдею разделения властей в государ-стве. выдвинутую Монтескье. Кант понимает по-своему. Он не считает их равноценными. Три власти - законодательная (коллективная воля народа), исполнительная(управление,подчиненное законодательной власти) и судебная (назначаемая исполнительной властью) - только во взаимном согласии и соблюдении субординации могут обеспечить процветание государства.Формам государства Кант не уделял особого внимания. Он рассм. атривал их исходя из количества законодательствующих лиц. По Кант, существует три вида государственного устройства: автократия (абсолютизм), аристократия и демократия. Способы управления Кант считал главными для определения государственного устройства. С этой точки зрения. выделяются республиканская и деспотическая формы управления. В республике исполнительная власть отделена от законодательной, а в деспотии - они находятся в одних руках. Кант признает. что монархическая форма власти вполне может быть республиканской, если законодательная и исполнительная власти разделены, а демократия может превратиться в деспотизм и даже совмещаться с ним (Кант учитывал, что при демократическом правлении трудно отделить законодательную власть от исполнительной). Кантбыл сторонником конституционной монархии. Он опасался, что из его идеи о народном суверенитете могут быть сделаны радикальные выводы. Поэтому он поддерживает положение: "Всякая власть происходит от Бога". У Кант это выражено в запрете для народа обсуждать происхождение государственной власти и критиковать характер ее законов. В этих противоречивых утверждениях проявляется, по сути дела, конфликт между либеральными и этати-ческими взглядами КантК. выступал против революции, так как считал ее открытой борьбой за власть, приводящей к анархии и преступлениям. Смену же политико-юридических учреждений необходимо проводить с помощью реформ. Кант допускал для народа только пассивное сопротивление существующим государственным порядкам."В сочинении "К вечному миру" Кант осуждает войну, ратует за соблюдение международных договоров, невмешательство во внутренние дела государств. Он выдвигает проект установления "вечного мира" в отдаленном будущем, когда будет создана глобальная федерация самостоятельных равноправных государств-республик. Достижение этой цели требует просвещения и воспитания народов, доброй воли правителей.Учение Кант о государстве и праве, хотя в нем и содержались противоречия. оказало огромное влияние на последующее развитие политико-юридической мысли:Соч.: Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. Лит.: Маркс Кант и Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т. 3; Филиппов М.М. Эм. Кантъ. Его жизнь и философская деятельность. СПб.,1893;Паульсен Ф. Кант, его жизнь и учение. СПб., 1905; Фишер Кант История новой философии. Т. 4-5. СПб., 1906-1910;Kroner R. Von Кант bis Hegei. Bd 1-2, Tub. 1961;Ritzel W.-I. Кант. Eine Biographic. В.,1985.Тимошевская А.Д.

Рядом со словом Кант в Энциклопедии Юриста


Каноническое ПравоВ начало
буква "К"
буквосочетание "КА"
Канцлер

Статья про Кант была прочитана 6807 раз

Our friends, knolik encyclopaedia knolik.com